Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, город Туркистан, Казахстан
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави расположен в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области Казахстана и построен на могиле известного в Казахстане поэта, мыслителя и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави. Музей является мемориальным комплексом, шедевром архитектуры и выдающимся памятником средневекового зодчества.
Мовзолей Ходжи Ахмеда Ясави это полностью симметричное здание размерами: 46,5 х 62,5м, с 35-ю помещениями и состоит из большого зала – казандыка, это главное парадное квадратное помещение комплекса, с равными стенами по 18,2 м и высотой 39 м. Над помещением возвышается сфероконический купол с одинарной оболочкой, это самый крупный купол в Средней Азии среди тех которые сохранились до наших дней. А ровно по центру казандыка стоит чаша для воды Тайказан, самая большая по всему восточному мусульманскому миру, отлитая как указывают предания из семи благородных и редких металлов в селе Карнак, в 25 км от г.Туркестан, она является священным для паломников, и по их поверьям если испить из него то можно избавиться от грехов.
От этого центрального помещения со всех сторон, по бокам стен отходят переходы и корридоры к остальным комнатам мемориального комплекса: к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи, мечети, библиотеки (китабхана), дворцовым залам (Малый и большой Аксарай), колодезной (кудукхана), кухне (асхана), жилым помещениям (худжры) и др.
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи построен в период с 1385 по 1405 гг в честь жившего в XII в. известного на Востоке древнетюркского поэта, мыслителя и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает «из Ясы» (ныне город Туркестан).
Умер поэт в 1166(67) и был похоронен с почестью в маленьком мавзолее но спустя 233 года после многочисленных кровавых сражений в 1389, 1391, 1394, 1395 годах в ходе которых Тамерлан разрушил Золотую Орду и поджег ее столицу город Сарай-Берк этот полководец приказал построить вместо маленького мавзолея грандиозный мемориальный комплекс, которые существует ныне. Над входом в здание сохранилась надпись: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… – да продлит аллах его повеления на века!».
В данное время, туристов здесь довольно мало, в основном мавзолей посещают сами паломники. Внутри фотографировать строго запрещено. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, Казахстан
В Казахстане, в 170 км северо-западу от города Алма-Аты, в горах Анракай находится урочище Тамгалы которое содержит один из наиболее древних памятников наскального искусства Семиречья.
Урочище Тамгалы это самый известный центр из пятидесяти центров с петроглифами Семиречья территории бассейна Балхаша. На этой территории насчитывается около 5000 наскальных рисунков. Датируются они периодом от ХIV в. до н.э., VI -VIII вв. н.э., то есть от бронзового века до освоения Великой степи тюркскими народами. Большинство петроглифов расположено в нижней части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье, здесь, на участке примерно 250х500м их насчитывается около 2000.
На наскальных рисунках археологического ландшафта Тамгалы изображены люди, животные, солнцеголовые божества, воины с палицами, брачные пары, роженицы, всевозможные ряженые (возможно, жрецы или шаманы), всадники. А также на петроглифах изображены разные сцены, такие, например, как сцены охоты на животных, сцены жертвоприношения быков и сцены ритуальных плясок. Средний возраст петроглифов Тамгалы превышает 4000 лет.
Кроме самих петроглифов на территории археологического ландшафта Тамгалы обнаружены древние захоронения, стоянки, курганы, алтари для жертвоприношений, массивные каменные ящики-цисты среднего и позднего бронзового века. Также замечено, что в этом месте довольно хорошая акустика, на расстоянии ста метров можно услышать негромкий разговор, и эта особенность местности возможно могла использоваться в сакральных обрядах.
Создавая свои рисунки, древние мастера выбирали места для них ориентируясь по солнцу и сторонам света, поэтому в зависимости от времени суток и паления солнечных лучей в одно время выделяются одни полотна, а в другое другие. Кроме того, в долине урочища есть несколько мест, откуда скалы с рисунками видны одновременно целыми группами, объединенными в сложные композиции, напоминая картинные галереи.
В 2004 году петроглифы археологического ландшафта Тамгалы включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
—
Источник