Чичен-Ица (Chichen Itza) — культурный центр майя на Юкатане (Мексика)

Чичен-Ица (Chichen Itza) — политический и культурный центр майя на Юкатане (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 120 километрах к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. В переводе, с языка местных племен это название значит «Колодец племени Ица». Археологи считают его одним из мест силы, связанных с культурой майя. Старинный город занимает территорию около шести квадратных миль, где когда-то располагались сотни построек, от которых в наше время остались лишь руины. Около трех десятков уцелевших зданий пред­ставляют огромный интерес для исследователей.

В наше время правительство Мексики выкупило участок земли в 83 гектара, на которых расположен город Чичен-Ица, с целью его сохранения. Это одна из главных достопримечательностей Мексики, признанная ЮНЕСКО объектом мирового наследия. В 2007 году город признали одним и новых семи чудес света.

Останки города могут быть условно разделены на две группы. В первую включены строения, датируемые VI— VII вв. н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X— XI вв. н. э. Большое количество колодцев с характерными крутыми гладкими стенами (их называют «сеноты») свидетельствует о том, что население не испытывало не­хватки воды.

В период майя, который совпал с расцветом наук и искусств, Чичен-Ица приобрел статус выдающегося религиозного и церемониального центра. Подтверждением этому служат постройки того времени: Красный дом, Дом оленя, монастырь и пристройки к нему, церковь, Акаб Дзиб, Храм с тремя перемычками и Дом Пали.

После того как по загадочным причинам цивилизация майя пришла в упадок и люди покинули большие города, отдав предпочтение более мелким поселениям, крупные святые места, подобные Чичен-Ица, продолжали использоваться только для захоронений и проведения ограниченного числа ритуалов. Предполагается, что новые жители появились в городе только в X в. н. э.

Важной составной частью религии тольтеков была практика человеческих жертвоприношений. Создается впечатление, что сотни мужчин, женщин и детей приносились в жертву богу дождя непосредственно в Жертвенном сеноте. Необходимо все же отметить, что в настоящее время среди исследователей нет единого мнения относительно загадочного предназначения этого колодца. Некоторые ученые считают, что дети могли случайно падать в сенот во время игр. Так или иначе, присутствие ритуальных артефактов рядом с колодцем указывает на его использование в религиозных целях.

Образ Пернатого змея («змея, покрытого зелеными перьями») часто встречается в мифологии майя и толь­теков и может быть связан с какими-либо сельскохо­зяйственными ритуалами. Существует также тольтекская легенда о том, что в 987 г. Кецалькоатль потерпел по­ражение и был изгнан на плоту, состоящем из змей. Легенда майя говорит о том, что в том же году вождь по имени Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») прибыл в эту местность и сделал Чичен-Ица своей столицей. Ко времени испанского завоевания (XVI в.) в образе Ку­кулькана слились представления о нем майя как одном из глав­ных божеств и легенды об историческом лице, предводителе тольтеков, вторгшемся в X в. на Юкатан.

Пирамида Кукулькана посвящена также культу Солн­ца. Каждая из четырех лестниц состоит из 91 ступени, их общее число равняется 364, а вместе с платформой, ле­жащей в основании, полная сумма ступеней составляет 365, что соответствует количеству дней в году. Боковые части строения также разделены на восемнадцать секций в соответствии с числом месяцев в календаре майя.

В основании пирамиды лежит другая, более ранняя, конструкция (этот случай является ярким примером древ­ней традиции создания одного монумента на месте, а иногда и просто поверх предыдущего). В вестибюле ран­него храма расположено изображение Чак-Моола (Крас­ного когтя), служившего посланником богов. В самом храме было обнаружено устрашающее изваяние ягуара, выступавшее, очевидно, в качестве трона священнослу­жителей.

Другое строение, также связанное с астрономией, Эль Караколь («Раковина улитки»), представляет собой огром­ную обсерваторию, которая, очевидно, использовалась так же как культовое сооружение. Окна в ее каменном куполе расположены таким образом, что в определенное время из них можно увидеть определенные звезды.

«Большое поле для игры в мяч» (Уэго де Пелота) — самая большая игровая площадка из всех созданных майя. В Чичен-Ица находятся еще восемь подобных сооружений, но «Большое поле» намного превосходит их по размерам. Длина игрового поля достигает 135 м. Существуют неко­торые свидетельства того, что игре в мяч сопутствовала определенная жестокость. Ширина — 70 м. Размеры собственно игрового поля
составляют 83 м на 30 м. Высота стен — более 8 м.

Вырезанные на стенах картины изображают, например, одного из игроков обезглавленным, С фонтанами крови, бьющими из шеи, в то время как другой человек поднимает в воздух его отрубленную голову. Такие изображения либо являются случаями проявления черного юмора времен майя, либо запечатлели сцены, свя­занные с практикой принесения человеческих жертв, либо иллюстрировали игру, призванную заменить народу войну с сопровождающим ее кровопролитием.

После 1194 г. Загадочный город окончательно опустел. Точные данные о том, что послужило тому причиной, отсутствуют. К сожалению, политика испанских завоевателей, вторгшихся на территорию Мексики, включала в себя сожжение ма­нускриптов и убийство священнослужителей народа майя. Таким образом, большая часть его таинственной истории была утеряна, вероятно, навсегда.



Источник