Горнолыжные курорты России основательно подготовились к старту нового сезона и продолжают вкладывать усилия в обновление своей инфраструктуры и оборудования. Это не только необходимость, но и желание и интерес обустроить склоны максимально современными и удобными подъемными механизмами и техникой, быть лучшими, привлекать отдыхающих, получать хорошую прибыль. Практика показывает: можем добиваться этих целей сами, без зарубежной помощи.
Горные лыжи — в фаворе
Уже первые дни нового горнолыжного сезона показали — этот вид зимнего отдыха все более популярен! А отечественные курорты могут дать фору зарубежным: принимают туристов с комфортом, практически в каждом регионе, где есть горнолыжные трассы, появляются новые отели, современная инфраструктура. Цифры подтверждают рост этого сектора туротрасли. Например, «Большой Вудъявр» в Мурманской области в сезоне 2023-2024 посетило свыше 405 тысяч человек, что на 21% больше предыдущего сезона, а в этом году здесь ждут еще больших цифр. Курорт «Архыз» в Кабардино-Балкарии в этом году планирует принять миллионного туриста. А появление новых курортов говорит о том, что туристы готовы пробовать катание и на неизведанных трассах: в этом сезоне, например, горнолыжников уже принимает курорт «Мамисон» в Северной Осетии.
Растущие технические возможности курортов привлекают и большой спорт. К примеру, весной 2024 года в Кировске прошел Тур «Большой Вудъявр» в рамках финального этапа Кубка России по лыжным гонкам. Впервые в России спортсмены пробежали дистанцию от стадиона «Горняк», по лыжным трассам городского парка с финишем на вершине горы Айкуайвенчорр у ресторанного комплекса «Плато». Комментаторская была установлена прямо в ратраке! Эта уникальная гонка в гору стала одним из самых захватывающих эпизодов сезона в российских лыжных гонках.
А на курорте «Манжерок» в этом сезоне запланировано свыше 50 соревнований — почти на треть больше, чем в прошлом горнолыжном сезоне. Среди них — чемпионат России по горнолыжному спорту, чемпионат и первенство Сибирского федерального округа по горнолыжному спорту, всероссийские инклюзивные соревнования «Кубок Мечты» среди детей и другие.
Достойное наследие
Какими силами и средствами курорты сейчас обустраивают свои старые и новые площадки? Западные бренды-производители канатных дорог и другого оборудования, уйдя из России, наверное, думали, что внутренний туризм РФ останется в вакууме, что экономике страны нечем будет отвечать на запросы туристических зон. Но это было ошибкой Запада. Вспомним историю: еще в советские годы в нашей стране существовала довольно сильная отечественная школа проектирования и производства канатных дорог.
Было бы странно не использовать такое наследие, как и профессионализм нынешнего поколения инженеров, разработчиков, ученых. И отечественные производители активно развивают сегодня это направление в машиностроении. А курорты, в свою очередь, с интересом изучают предложения российских компаний. И уже на практике убеждаются в их качестве. Начали с освоения процессов поставки запчастей: ведущий производитель канатных дорог холдинг РУСЛЕТ смог оперативно и в больших объемах обеспечить курорты комплектующими. Отечественные запчасти уже стоят на канатках курортов «Эльбрус», «Большой Вудъявр», и здесь довольны результатом. Есть с чем сравнить: параллельный импорт дорог и отнимает время, можно потратить на европейские комплектующие до 400% от реальной цены. Другой вариант — покупка запчастей на Востоке, в Китае — уже показал, что китайцы больше обещают, чем делают. К примеру, фанпарк «Бобровый лог» в минувшем сезоне запрашивал ряд позиций в КНР (зажимы, а также детали системы электронного управления), но так и не дождался поставок.
РУСЛЕТ демонстрирует успехи и в обеспечении курортов канатными подъемниками. В этом направлении планы у туристической отрасли грандиозные. Уже в нынешнем горнолыжном сезоне отечественные канатные дороги появятся на курортах «Мамисон» (Северная Осетия), «Турьев Хутор» (Сочинский регион). Партнерство налажено и с курортом «Архыз», тут будут ставить два подъемника этого производителя. Что устраивает курорты? Сроки, качество, надежность. К тому же современные канатные дороги РУСЛЕТ с марта 2025 года начинает делать на новом масштабном производстве в Твери, где больше станочного оборудования, больше возможностей, задействованы и опытные, и молодые научные и инженерные кадры.
Та же история и с ратраками. Долгое время Россия завозила на свои склоны импортные ратраки. Просто так было проще. Но у отечественной промышленности отличные возможности делать такие сложные машины самостоятельно. Их уже делали и в СССР, но не в промышленных масштабах – были разработки, например, в Тольятти, в Карелии, в Челябинске. И теперь страна возвращается к своему опыту. В том же Челябинске разработали мощный образец отечественного ратрака, и конструкторы «Ратрак-Урал» уже довели локализацию своей машины до 75%. А машиностроительный холдинг «Синара-Транспортные Машины» представил в 2024 году свой ратрак «Синара-400» и уже намерен запускать его в производство, причем используя только отечественные комплектующие.
К масштабам — без риска
Российская экономика успешно ставит рекорды без помощи иностранных партнеров. Например, уже в конце 2026 года войдет в строй первый опытный состав высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург, а к 2030 году по этому маршруту будет ходить до 30 составов. В этом масштабном проекте предполагалось участие КНР, однако Российская Федерация изменила планы и отстранила китайских партнеров. И без западной помощи тоже обходимся. «Коллеги убежали, технологии и возможности остались. На их «Сапсан» мы ответим «Белым кречетом»», — заметил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров, передает ТАСС.
Важно заметить: высокоскоростные электропоезда делают на заводе «Уральские локомотивы». Он входит в холдинг «СТМ» («Синара — Транспортные Машины»), который, как говорилось выше, разрабатывает и ратрак для нужд туротрасли. Так что наши специалисты способны делать и качественные скоростные локомотивы, и отличные ратраки, и подъемные сооружения – все возможности имеются.
«Если мы делаем самостоятельно такие сложные высокотехнологичные продукты, и отказываемся от помощи Китая в таких направлениях как создание ВСМ, то стоит поступать так же и других ведущих отраслях экономики. Это касается и туризма. От добра добра не ищут: если есть собственные наработки, технологии, мощности, нет смысла что-то покупать за рубежом. Практика подтверждает, что наши промышленные холдинги отлично справляются с поставленными задачами», — считает Кирилл Дубнов, инженер, специалист по технической эксплуатации спортивных комплексов.
Свои проекты канатных подъемников РФ предлагает китайский производитель BMHRI. Но если Россия усомнилась в возможностях КНР даже в рамках проекта ВСМ, и вообще в необходимости использовать китайский потенциал, то для чего китайская продукция нужна курортам? При существующих возможностях российских компаний, которые и ближе, и понятнее, и вполне конкурентоспособны?
В горнолыжной сфере Китай не так уж высоко взлетел, хоть и показывает успехи в секторе ВСМ. Скажем, руководитель фанпарка «Бобровый Лог» Константин Нестеров, говоря о ратраках и системах снегообразования, замечает: «Производители Китая по состоянию на 2024 год не создали конкурентоспособной техники в сравнении с Европой».
Зато отечественные разработки показывают класс. Например, на курорте «Эльбрус» обновили свой подъемник, установив отечественные ролики, причем для них был разработан специальный состав резины. Ролики прошли уже более 2,5 тысяч моточасов — и подтверждают качество.
С канатными дорогами Китая еще одна сложность: в КНР снижены стандарты безопасности и гарантийные сроки на подъемное оборудование. Получается, поставил на склон такой подъемник — значит, своими же руками снизил уровень безопасности на курорте. Это риск для горнолыжного курорта. «Не каждый курорт может рисковать и вложить миллионы в некачественную канатную дорогу, которая вдруг не поедет в первый же сезон, и придется ее дорабатывать», — замечает руководитель «Большого Вудъявра» Александр Сергиенко
Антон Зубихин, заместитель генерального директора по продажам Группы «Синара», как рассказывали ранее TRN , делился статистикой, которая подтверждает: китайские продукты в зоне риска: «С Китаем работает формула 3/5: три единицы техники из пяти работают. Это статистика, которую мы видим и по другим конкурентным нишам. Кто хочет рисковать – ради бога». И такие цифры не добавляют оптимизма.
«Напрашивается вывод: вряд ли азиатские механизмы подойдут горнолыжным кластерам. Слишком большая ответственность, чтобы добавлять себе еще одну головную боль, — резюмирует Кирилл Дубнов. — Если я представлю себя на месте руководителя такого курорта, как бы я рассуждал? Самое простое — отталкиваться от позиций выгоды и прибыли. Что мне выгодно как бизнесу? Чтобы я получал качественные детали, которые могут вот так использоваться тысячами моточасов и не ломаться. Чтобы у меня работало не три из пяти деталей, а все пять! Никаких компромиссов, нужна работоспособность на 100 процентов. Тогда я буду в выгодном положении. А еще мне надо, чтобы мой курорт быстро получал запчасти и сервисное обслуживание, а не ждал месяцами и не вымаливал у сторонних партнеров возможность отремонтировать вставший подъемник. Получается, что выгоднее выстраивать партнерство с отечественными производителями».