Пачки, пуанты, банты: в путешествие к картинам Дега
На днях художественный мир отметил 182 года со дня рождения Эдгара Дега. Дата не круглая, но чем не повод вспомнить художника и побывать в городах и странах, где его работы можно увидеть вживую.
«Если на картине вы видите балерин, то это Дега», — примерно так характеризуют творчество этого французского импрессиониста справочники-путеводители «для чайников». Да, в его работах действительно часто встречаются танцовщицы, музыканты и люди из театральной среды. Однако если бы дело было только в них, вряд ли работы Дега находились бы сейчас в более чем 150 музеях мира и в собраниях бесчисленных коллекционеров. Все музеи здесь не перечислим, но про основные скажем.
В России работы Дега можно увидеть в постоянных экспозициях Государственного Эрмитажа в Петербурге и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Работ немного (12 на оба музея) и в основном это пастели, выполненные на бумаге или картоне. На них характерные для Дега танцовщицы: репетирующие, отдыхающие, поправляющие пуанты. И по одному произведению в каждом собрании, выполненному в технике масляной живописи. Зато каких! В московском музее — «Танцовщица у фотографа», передающая воздушную атмосферу Парижа в утренние часы, считается одной из лучших работ мастера. А «Площадь Согласия» из эрмитажной коллекции — многофигурный портрет двух друзей Дега с дочерьми на знаменитой парижской площади — признана этапной работой всей французской живописи XIX века.
Парижский музей д’Орсэ, разместившийся в здании бывшего вокзала в пяти минутах ходьбы от Лувра, обладает одной из самых обширных коллекций живописных произведений и рисунков Дега: «Скаковые лошади перед трибунами», «Оркестр опера», «Абсент» (сравните с пикассовской одноименной серией работ, написанной несколькими годами позже), «Семейство Беллели» и др. Последняя была приобретена музеем на распродаже имущества умершего художника в 1917 году и стала топ-лотом торгов — тогда за нее выложили 400 тысяч франков. Здесь же хранится коллекция скульптур мастера. Лепить маленькие восковые скульптуры (металлом и камнем Дега занимался мало, отдавая предпочтение мягким материалам) он стал тем больше, чем сильнее ухудшалось его зрение. Темы скульптур во многом повторяют темы его картин — танцовщицы, купальщицы, скачущие жокеи, лошади, много лошадей. В скульптурных работах Дега также филигранно сумел выразить движение, красоту мгновения как и на своих живописных полотнах. В Лионском музее изобразительных искусств в работах Дега, к своему удовольствию, можно встретить не только меланхолично-романтичных балерин, но и экспрессивную певицу в «Кафешантане «Амбассадор». Та волевым жестом держит внимание не только аудитории в кафешантане, но и, кажется, зрителей самой картины.
Одного из друзей Дега, графа Лепика, изображенного с дочерьми на картине «Площадь Согласия» из эрмитажной коллекции, можно увидеть в Собрании фонда Эмиля Бюрле в
Цюрихе. Здесь есть ещё несколько работ, в том числе «одетая» скульптура — фигура 14-летней танцовщицы, отлитая в бронзе и в буквальном смысле одетая в хлопковую пачку, перевязанную бантом. Эта «девочка» — единственная среди скульптур Дега, которая экспонировалась при его жизни. Музей Тиссена-Борнемисы предоставляет редкую возможность увидеть Дега в
Мадриде. Он входит в музейный «золотой треугольник» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии, но единственный обладает коллекцией импрессионистов.
Переместимся через Ла-Манш. В лондонской Национальной галерее можно увидеть как ранние работы Дега, так и произведения позднего периода. Например, «Расчесывание волос» — картину, выполненную в не вполне характерной для художнике колористической манере и некогда принадлежавшую Анри Матиссу. Совсем рядом с Национальной галереей, в Стрэнде находится Сомерсет-хаус, в котором расположилась обширное собрание живописи Института Курто. Работ Дега немного, но представлены они в хорошей «компании» других коллег-импрессионистов.
Отправляясь за океан, можно совершить целое турне по американским «местам жительства» работ импрессионистов в целом и Дега в частности — лучшие за пределами Франции коллекции произведений этого направления хранятся именно в США. Это произошло во многом благодаря усилиям Гюстава Кайботта, коллекционера и мецената, который долго и безуспешно занимался «промоушеном» импрессионизма на европейском рынке, зато сумел достучаться до американских покупателей. Уже после смерти мецената значительную часть его коллекции приобрёл изобретатель и миллионер Альберт Барнс. С тех пор галерее Фонда Барнса в Филадельфии есть чем гордиться. Здесь представлен и Дега. Всего в нескольких кварталах от галереи Барнса еще один американский адрес, где можно увидеть работы художника — Филадельфийский музей искусства. В Фармингтоне, штат Коннектикут, в особняке, построенном в колониальном стиле и окруженном прекрасным парком, расположился музей Хилл-Стенд. И музей, и парк входят в список национальных исторических достопримечательностей, который составляет правительство США. Несмотря на то, что для посещения открыты всего 19 залов, здесь весьма приличная коллекция работ импрессионистов, в том числе Дега. Американский список продолжает Музей изящных искусств в Хьюстоне, штат Техас, где хранятся в том числе «Русские танцовщицы» — яркая самобытная работа, на которой запечатлены три весело танцующие девушки в национальных костюмах. Денверский художественный музей, известный больше своим собранием искусства индейцев, хранит и несколько работ французского живописца. Как и Музей изящных искусств в Бостоне, кстати, второй по величине собрания в Северной Америке после музея Метрополитен, и Чикагский институт искусств. И все же наиболее полно и широко наследие Дега представлено в Метрополитен музее в Нью-Йорке — более сотни работ в открытой экспозиции: рисунки, живопись, скульптура, фотографии.